avangard-pressa.ru

Задача экономики железнодорожного транспорта как науки - Транспорт

Экономика железнодорожного транспорта как наука исследует условия и разрабатывает практические рекомендации, при соблюдении которых обеспечивается полное и качественное (своевременное, надежное) удовлетворение потребностей экономики страны и населения в перевозках грузов и пассажиров, а также в услугах по прочим видам деятельности, при наиболее экономичном использовании всех ресурсов самого железнодорожного транспорта и обеспечивающих его внетранспортных отраслей производства.

Экономика железнодорожного транспорта разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по установлению темпов развития материально-технической базы и выявления оптимальных пропорций: между транспортной системой (транспортным комплексом) в целом и народнохозяйственным комплексом, как совокупности всех внетранспортных отраслей; между отдельными взаимодействующими и конкурирующими видами транспорта; между техническими средствами (постоянные устройства и подвижной состав), а также между подразделениями, хозяйствами и службами внутри отрасли железнодорожного транспорта при установлении темпов развития хозяйств как внутри отрасли в целом, так и в региональном разрезе; между производственной и непроизводственной (социальной) сферами экономики отрасли и ее подразделений, исходя из социально справедливой оплаты труда железнодорожников, создания новых рабочих мест и защиты от безработицы.

Важнейшей задачей экономики железнодорожного транспорта как науки является развитие в современных условиях теоретических основ измерения качества и методологии управления качеством и эффективностью транспортного производства, включая: эксплуатационную работу в грузовом и пассажирском движении, транспортную продукцию - перевозку грузов и пассажиров, транспортное обслуживание грузовладельцев и населения, транспортное обеспечение производства и населения страны и ее регионов. Развитие и согласование в условиях рыночной экономики взаимоувязанных функций и методов управления качеством транспортного производства должно быть направлено на выявление и использование резервов улучшения качества и повышения эффективности транспортного производства, разработка методов экономической оценки и стимулирования (мотивации) повышения качества транспортного производства.

Экономика железнодорожного транспорта разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по установлению темпов развития материально-технической базы и выявления оптимальных пропорций:

Ø между транспортной системой (транспортным комплексом) в целом и народнохозяйственным комплексом, как совокупностью всех внетранспортных отраслей;

Ø между отдельными взаимодействующими и конкурирующими видами транспорта;

Ø между техническими средствами (постоянные устройства и подвижной состав), а также между подразделениями, хозяйствами и службами внутри отрасли железнодорожного транспорта при установлении темпов развития хозяйств как внутри отрасли в целом, так и в региональном разрезе;

Ø между производственной и непроизводственной (социальной) сферами экономики отрасли и ее подразделений, исходя из социально справедливой оплаты труда железнодорожников, создания новых рабочих мест и защиты от безработицы

Составной частью экономики железнодорожного транспорта является совокупность знаний о роли НТП как базы интенсификации экономики, о методологии оценки экономической, социальной и экологической эффективности капитальных вложений в действующую и новую технику, о взаимосвязи методов оценки инноваций и инвестиций, о выборе источников финансирования мероприятий НТП в условиях развития разных форм собственности в стране и недоказанности их оптимального сочетания..

Экономика железнодорожного транспорта исследует качественный характер и количественную меру взаимосвязей между техническими, эксплуатационно-технологическими, экономическими, социально-психологическими и экологическими факторами транспортного производства; устанавливает характер и меру влияния во времени динамики объема перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота на:

§ производительность живого и общественного труда;

§ на себестоимость и прибыль;

§ на рентабельность инвестиций и основных производственных фондов;

§ фондоотдачу, фондоемкость и фондовооруженность;

§ на применение интенсивных ресурсосберегающих технологий.

Две категории задач экономики транспорта:

Фундаментальные –изучение ианализ закономерностей развития и функционирования транспортного рынка, специфики проявления законов рыночной экономики в транспортной сфере.

Прикладные -используя фундаментальные разработки, экономика железнодорожного транспорта должна давать ответ на конкретные вопросы. Например, какой тип тяги лучше использовать на проектируемых линиях, каким должно быть путевое развитие, каков должен быть уровень тарифов на перевозку и т.п.

В содержании экономики железнодорожного транспорта как науки необходимо четко выделить и разграничить две группы приоритетных проблем: первая - проблема удовлетворения потребности в перевозках и транспортном обслуживании грузовладельцев и населения по объему и качеству; вторая - проблема экономической и коммерческой эффективности работы и развития отрасли, характеризующие общественную (народнохозяйственную) и внутреннюю финансовую стороны ее хозяйственной деятельности.